Понедельник, 23.10.2017, 07:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

nullМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Морская кадетская школа    имени адмирала Котова Павла Григорьевича"

Практикум «Способности ребенка. Как их развивать?»

(1-4 классы)

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение.
 
Для начала определим что же такое способности:
•    Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
•    Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
•    Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.
 
Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.
 
Назовем эти общие способности так:
1.    Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;
2.    Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;
3.    Обучаемость — способность приобретать новые знания.
 
Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?».
 
Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.
 
Интересные факты об интеллекте
 
•    Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.
•    Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребенка.
•    У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.
•    У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.
•    Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.
 
Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы, поддерживайте у ребенка высокую самооценку.
 
Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:
 
•    Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
•    Именно вы будете привлекать ребенка к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
•    Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
•    Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей.
 
О креативности
 
Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.
По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.
Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.
 
Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?
 
Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).
И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.
 
Об обучаемости
 
Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.
 
Для развития обучаемости:
•    Чаще задавайте ребенку вопросы;
•    Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
•    На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
•    Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
•    Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.
 
Творческие способности ребенка и их развитие.
 
Основной «строительный материал» творческих способностей – это опыт. Какой же минимальный опыт должен получить каждый ребенок, и как мы можем ему в этом помочь? Прежде всего, ребенку необходимо активное исследование окружающего мира.
 
•    В раннем детстве ему нужно копаться в земле и строить замки из песка.
•    Ребенку полезно собирать цветы, ягоды и ходить в лес за грибами.
•    Позаботьтесь, чтобы ваш ребенок увидел настоящих животных. Поэтому необходимы игры на природе, поездки на море и лето у бабушки в деревне. На худой конец, организуйте посещение зоопарка.  
•    Ребенок должен познакомиться с достижениями той культуры, к которой он принадлежит. Знать про исторические места родного города, края.
Кроме общения с природой и культурным наследием предков, ребенок накапливает опыт взаимодействия с разными людьми.
•    Необходимо уделять внимание тому, с кем и как общается ребенок необходимо! Но помните, что каждому из нас в течение жизни приходится сталкиваться со множеством людей в разных ситуациях. И чем больше народу находилось рядом с нами в детстве, тем шире наш репертуар поведения. Таким образом, мы приобретаем творческий подход в общении. Мы становимся способными находить новые способы коммуникации, быть гибкими и понимать разные точки зрения.
•    Пытаясь защитить ребенка, важно не перегнуть палку и не начать спасать и беречь его от его же собственной жизни. Когда мы слишком сильно волнуемся за детей, наши чувства передаются им. Из-за этого мир вокруг них начинает казаться полным опасностей и неприятностей. Капля за каплей у ребенка пропадают любопытство, смелость и радость познания, а на их месте в душе поселяется страх посещения новых мест и встреч с людьми. В конце концов, дверь получения опыта перед ним закрывается, и фундамент построения творческих способностей начинает разрушаться.
•    Пусть вас также излишне не тревожит некоторая ветреность в сфере увлечений малыша. Не пугайтесь, если мальчик вчера хотел быть хоккеистом, сегодня футболистом, а на завтра наметил себе карьеру эстрадного исполнителя. Ребенку важно попробовать себя в разных сферах деятельности.
 
Практикум для родителей.
 
А теперь, давайте научим ребенка самостоятельно создавать новое, на основе того, что уже имеется в его распоряжении. Для этого существует целый ряд приемов.
 
1.    Разделите лист бумаги на четыре части и в каждой из них нарисуйте круг. Создайте четыре разные картинки, используя эти круги. То же самое можно делать и с другими геометрическими фигурами. Покажите ему, как комбинировать разные материалы в поделках и получать новые цвета, смешивая краски.
2.    Игра «Превращения». Поищите неожиданное применение обычным предметам (карандаш, пуговица, линейка, кастрюля, веник и пр.)
3.    «Незаконченная сказка» Послушайте сказку, а потом придумайте ее новый неожиданный конец. Сочинение сказки по очереди, по предложению.
4.    «Объяснение значения пословиц и поговорок». Необходимо объяснить эти жизненные явления.
5.    Рисунок «Несуществующее животное».
6.    Работа в парах с рисунком животного. Необходимо дать оценку рисунку «ребенка».
 
(Ребенку нужна не просто критика или похвала, а качественное описание его работ. Сделать это совсем не сложно. Например, посмотрите на рисунок и назовите использованные в нем цвета и типы линий. Такое реагирование на творчество ребенка научит его слышать в отзывах учителей, одноклассников и коллег смысл и содержание их слов, а не впадать в переживания из-за оценок).
 
Дети обожают изобретать новые слова, играть в несуществующих животных, мастерить из подручных материалов костюмы и самостоятельно сочинять сказки. Принимайте и одобряйте их идеи, даже если они кажутся вам неожиданными. На этом этапе важно, чтобы ребенок был неограничен в реализации своих фантазий и получал удовольствие от процесса свободного самовыражения.
 
Настал момент поговорить о том, что делать, чтобы ребенок смог реализовать свой творческий потенциал. Чтобы человек был счастлив, то, что он создает, должно быть востребовано окружающими. Поэтому спрашивайте ребенка, что он делает и для чего. Собирается ли он подарить кому-то свою новую работу или украсить ею комнату, играть с ней или использовать в хозяйстве?
 
Одновременно с поощрением свободного самовыражения мы должны задавать определенные рамки реализации замысла ребенка. Эти требования и границы могут быть самыми элементарными. Например, не выходить за края листа во время рисования, использовать какой-то один материал: гуашь, карандаши или акварель, написать сочинение на заданную тему, завершить работу в течение определенного времени.
 

Вывод:
Бесконечные возможности для творчества существуют в самых разных сферах жизни: в собирании букетов и в бизнесе, в ремонте квартиры и приготовлении новогодних сюрпризов. Творческий человек способен видеть, создавать и использовать эти возможности. Он похож на богатыря у распутья с картины Васнецова. Но, в отличие от былинного героя, он не стоит на месте. Потому что из предложенных ему трех путей, он создает свой, четвертый, по которому и отправляется в путешествие под названием «Жизнь».

 
 

Меню сайта
Поиск
...
...
Электронный
Школьное питание
Телефон доверия
Важно!
Экзамены
...
ГТО
Полезно
Полезные ссылки
‒ Министерство образования и науки РФ
‒ Администрация Северодвинска
‒ Управление образования г.Северодвинска
‒ Федеральная служба в сфере образования и науки
‒ Министерство образования и науки Архангельской обл.
‒ "Центр оценки качества образования" Арх. обл.
‒ ЕГЭ (ФИПИ)
‒ ГИА (ФИПИ)
‒ ЦЮНТТ г. Северодвинск
Внимание!
...
Диалоговая площадка Северо-Западного округа
...
Молодежь Северодвинска
Полезные ссылки
Форма входа
...
...
Поздравляем [39]
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017 Электронный адрес администратора сайта: kadetskaya.school@yandex.ru