Понедельник, 24.07.2017, 15:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

nullМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Морская кадетская школа    имени адмирала Котова Павла Григорьевича"

Конспект урока по теме «Доспехи организма: строение и функции кожи»

(по методике Шадрикова В.Д.)

Автор: Темежникова Наталья Николаевна, учитель биологии

Класс: 8

 

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

 

Продолжительность: 2 мин.

Задача учащихся: 

Проверить свою готовность к уроку.

Метод: самопроверка

Задачи  учителя: 

Подготовить  учащихся к работе на уроке и настроить на эффективную работу на уроке.

Метод: беседа

Критерии достижения цели:

Полная готовность класса, настрой на совместную коллективную работу.

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Психологический настрой.

 

Учитель: Добрый день, ребята! Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все, это хорошо!

Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть.

 Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Я вижу, что  у вас хорошее настроение и вы все готовы к уроку.

 

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Продолжительность:  13  мин.

Задачи учителя:

1. Установление правильности и осознанности выполнения домашних заданий всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

2. Активизация опорных знаний по теме «Обмен веществ в организме»

Метод (прием):

взаимоопрос «Карточка для соседа», игра «Пойми меня», выполнение творческих заданий (д/з)

Задачи учащихся:

- Закрепить понятия: «ткань», «рецептор», «капилляры», «обмен веществ», «терморегуляция», «железы внешней секреции».

- Уметь осуществлять взаимопроверку правильности ответов одноклассников.

Методы: индивидуальная работа при выполнении карточки, взаимопроверка,

Критерии достижения целей:

  В ходе использования оптимальности сочетания контроля, взаимоконтроля, игрового момента учащиеся должны показать уровень знаний теоретического материала по теме «Опорно-двигательная система», терминов: ткань, рецептор, капилляры, обмен веществ, терморегуляция, железы внешней секреции, умение работы с рисунками

Цель: повторить пройденный материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.

 

Учитель: На прошлом уроке мы  с вами обобщили знания об опорно-двигательной системе человека. На дом вам было предложено творческое задание: подготовить карточку для соседа по вопросам данной темы.

Учащиеся выполняют «карточку для соседа» по теме «Опорно-двигательная система» (карточки подготовлены учащимися дома – регулятивные УУД).

 

Учитель:  Прежде чем перейти к новому материалу давайте проведём зарядку для ума и поиграем в «Пойми меня», вспомним те термины, которые помогут нам осваивать новые знания на сегодняшнем уроке.

Отработка терминов: ткань, рецептор, капилляры, обмен веществ, терморегуляция, железы внешней секреции.

(Один учащийся вытягивает термин, не называя его,  даёт определение. Остальные должны понять, что это за термин, оценить правильность, полноту ответа одноклассника.)

 

3.

Объяснение нового учебного материала

 

Продолжительность: 20 мин.

 

Задачи учителя:

1.                  Подвести учащихся к самостоятельному формулированию цели, задач урока как собственных учебных задач.

2.                  Обеспечить систему мотивации учащихся к учебной деятельности на уроке.

3.                  Подвести учащихся к выявлению взаимосвязи функций и  строения кожи.

 

Методы обучения: наглядной, словесной передачи информации, передачи информации с помощью практической деятельности (работа с книгой, составление таблицы, поиск заданной информации); создание проблемной ситуации, в

Приёмы:

- фронтальная беседа,

- современные наглядные средства обучения:  ИКТ;

- проблемное обучение;

- добывание информации из учебника, энциклопедии;

- перевод информации из одного вида в другой (текст, данные рисунков, слайдов  - в таблицу);

- самостоятельная работа учащихся, которая проверяется ими по эталону;

 

Задачи учащихся:

В ходе урока   выявить взаимосвязь строения и функций кожи.

Критерии:

Уметь добывать знания при использовании учебника, дополнительно литературы, мультимедийной презентации самостоятельно.

Цель: выявить взаимосвязь строения и функций кожи.

 

 1. ПОДВЕДЕНИЕ К ТЕМЕ И ЗАДАЧАМ УРОКА

 

Слайд 2.

Учитель:  Ребята, попробуйте  догадаться по интересным фактам, какой орган мы будем изучать:

- в нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр.;

- в нашем организме это самый большой орган,  у взрослых людей его общая площадь составляет более 2 кв.м.,  что практически равно площади простыни;

- на этом органе находится около 5 млн. волос.

 

Учитель: Конечно же, вы правильно догадались -  это наша кожа.

Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это кожа.

 Слайд 3.

Учитель: Обратите внимание на тему урока. Подумайте, пожалуйста, каковы задачи сегодняшнего урока?

Учащиеся, высказывая предположения, что изучает данная тема, приходят к выводам.

Слайд 4.

Учитель: Сегодня на уроке, применяя уже имеющиеся знания и умения,  мы должны найти взаимосвязь между строением и функциями кожи.

 

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

Учитель:  Давайте подумаем, может ли человек прожить без кожи? Конечно же, нет, человек просто погибнет.

Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями.

Слайд 6.

Кожу мы изучаем в разделе «Обмен веществ». Как вы думаете, почему?

Учащиеся выдвигают свои гипотезы. Учитель фиксирует их на доске. По ходу урока учитель  с учащимися постоянно возвращаются к данным гипотезам, подтверждая или опровергая их.

Спасибо, ребята. Интересные гипотезы. И многие из вас оказались правы.

Слайд 7.

Как вы думаете, какие функции выполняет кожа?

Правильно. С помощью текста учебника на с. 142 дополните сказанное о  функциях кожи.

Слайд 8.

Учитель:   Итак, подведём итог. Кожа выполняет следующие функции:

- защита нашего организма от механических повреждений, пыли ветра, микроорганизмов, излишней потери влаги и переувлажнения;

- терморегуляция;

- участвует в обмене веществ;

- орган осязания, благодаря большому количеству рецепторов;

- участвует в дыхании (за сутки выходит 2% углекислого газа, поступает 1% кислорода).

 

Учитель:  Изучая биологию, мы с вами неоднократно убеждались, что строение органов напрямую зависит от выполняемой ими функции.

Вспомните, из какой ткани «скроены» покровы нашего тела?

Зная, что кожа состоит из эпителиальной ткани, какие функции выполняет кожа, что мы можем предположить о её строении?

Молодцы. Спасибо за ответы. А теперь давайте более подробно познакомимся со строением кожи.

Слайд 9.

Ребята, посмотрите на рисунок 1 на с. 138, скажите, сколько слоев можно выделить в нашей коже?

 Подготовка тетрадей к работе: запись темы, даты.

Слайд 10.

По мере изучения нового материала заполните таблицу «Строение и значение кожи»

Слои кожи человека

   Строение

Основные функции

 

 

 

Учитель:  Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис.

 Слайд 11.

Учитель:  Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием.  Клетки внутреннего слоя эпидермиса – стволовые клетки (рис. 2 с.139) постоянно делятся и смещаются в следующий слой, ближе к поверхности кожи.

В эпидермисе нет кровеносных сосудов.

Как вы думаете, откуда клетки эпидермиса получают питательные вещества? Правильно, из тканевой жидкости.

 Но до отдалённых клеток питание не доходит и,  поэтому, они погибают и превращаются в мёртвые, ороговевшие клетки. Мертвые клетки постоянно слущиваются. Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. 80% пыли в наших квартирах – это наши отмершие клетки кожи. В среднем мы меняем кожу приблизительно 1 раз в месяц.

Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? (защитная)

Внесите информацию в таблицу.

Слайд 12.

Учитель:  Эпидермис ещё интересен тем, что содержат пигмент меланин, который придает цвет коже, он образуется под влиянием солнечного света, вот почему при загаре кожа темнеет. Меланин задерживает ультрафиолетовые лучи солнца. Небольшое количество ультрафиолета необходимо: под его воздействием синтезируется витамин D.

Слайд 13.

Учитель:  Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите? Правильно, там узоры – они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь.

Слайд 14.

Учитель:  Рассмотрите на рисунке следующий слой - собственно кожу (дерму). Толщина этого слоя достигает 2,5 мм. Дерма образована соединительной тканью и содержит множество белка коллагена и эластина.

Вспомните,  какие свойства присущи белку коллагену? (эластичность, упругость, прочность).

Да, благодаря белку коллагену и эластину кожа легко растягивается при движениях.

Дерма пронизана кровеносными сосудами, нервами, здесь расположены потовые и сальные железы.

Сальные железы – мешочки с кожным салом с выводящим протоком в волосяном мешочке. За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от воздействия влаги, пересыхания,  проникновения бактерий.

Потовые железы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи. Пот – жидкость, состоящая из воды,  минеральных солей и мочевины

 Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины.

Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется  до 3 млн. потовых желез. В сутки человек может выделять от 0,5 л пота до 10-15 л.

Как вы думаете, от чего зависит количество выделяемого пота?

Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы? (выделительная, терморегуляция).

 

Закройте глаза, прикоснитесь к парте, опишите её. Как вы думаете, благодаря чему мы с вами «видим» закрытыми глазами?

Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражения. Есть рецепторы реагирующие на прикосновения, осязание, давление, боль, тепло, холод. У человека на 1 кв.см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн.

Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязания.

 Сделайте вывод, какова же функция рецепторов? (чувствительная)

Ребята, внесите полученную вами информацию в таблицу.

 

Учитель:  А, сейчас в парах поработайте с учебником и найдите материал о гиподерме и заполните таблицу.

Изучение нового материала с использованием поисково-репродуктивного метода

Учитель:  Ребята, а знаете ли вы, что волосы и ногти тоже образования кожи.

 И нам о них сейчас расскажет ……………………

Слайд 16.

Выступают ребята с сообщениями.

Учитель:  Ребята сегодня мы узнали о строении кожи, а на следующем уроке мы поговорим о том, как ухаживать за ней.

 

4.

Закрепление учебного материала

Продолжительность: 7 мин.

 

Задача учителя: 

1.                  Провести самостоятельную работу с проверкой и эталону.

2.                  При решении познавательных задач способствовать применению вновь полученных знаний.

 

Метод (прием):

Тестирование, решение познавательных задач

Задача учащихся:

- закрепить полученные знания, уметь оценивать себя, товарища, работать самостоятельно.      

Цель: применение новых знаний, закрепление.

 

1. Учитель:  Теперь проверим заполнение таблицы «Строение и функции кожи».

Слайд 15.

Самопроверка.

 

2. Тест  (взаимопроверка)

Слайд 17, 18, 19, 20, 21.

- Кто справился без ошибок?

- Кто допустил 1-2 ошибки? 

 

3. Решение познавательных задач

1. В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?

2. Почему иной раз укус комара человек просто не замечает, но иногда укус комара бывает чувствительным, даже на том же участке кожи?

3. Всегда ли кожа служит надежным барьером для возбудителей заболеваний и ядовитых веществ?

4. Почему нельзя грызть ногти и заусенцы?

 

5.

Задание на дом

 

Продолжительность: 3 мин.

Задачи учителя:

Дать анализ и оценить успешности достижения цели и наметить перспективу последовательности саморазвития дома с целью закрепления материала в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний полученных на уроке.

Дать реальную информацию о результатах учения.

Задачи  учащихся:

Разобраться, что нужно сделать дома, записать домашнее задание.      

Критерии:

Полное предоставление того, что надо сделать дома к следующему уроку.

Получена реальная оценка за работу на уроке.                                          

Цель: углубить знания учащихся по материалу  учебника «Доспехи» организма», закрепить учебный материал в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний.

Слайд 5.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

1. Дополнительно прочитать в учебнике на с 137-143 учащимся, которые плохо справились с тестом.

2. Остальным ребятам  предлагаю:

ответить на вопросы 1-6  на с. 143;

- пользуясь дополнительной литературой, Интернетом, приготовить сообщения:

а) уход за кожей;

б) уход за волосами и ногтями.

 

Слайд 22

Учитель. Итак, ребята. Подведём итог нашего урока.

Что нового мы знали о коже?

Выставление оценок в журнал.

Слайд 23

И закончить наш урок я хочу четверостишием:

Кожу, друзья, берегите всегда.

Это защитник ваш на года.

Ухаживайте за ней умело,

Ведь кожа – зеркало нашего тела.

 

Следующий урок мы начнём с этого четверостишия. Подумайте дома, почему кожу  называют зеркалом нашего организма?

Урок закончен. Всем спасибо, за хорошую работу на уроке!

 

Меню сайта
Поиск
...
...
Электронный
Школьное питание
Телефон доверия
Важно!
Экзамены
...
ГТО
Полезно
Полезные ссылки
‒ Министерство образования и науки РФ
‒ Администрация Северодвинска
‒ Управление образования г.Северодвинска
‒ Федеральная служба в сфере образования и науки
‒ Министерство образования и науки Архангельской обл.
‒ "Центр оценки качества образования" Арх. обл.
‒ ЕГЭ (ФИПИ)
‒ ГИА (ФИПИ)
‒ ЦЮНТТ г. Северодвинск
Внимание!
...
Диалоговая площадка Северо-Западного округа
...
Молодежь Северодвинска
Полезные ссылки
Форма входа
...
...
Поздравляем [39]
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017 Электронный адрес администратора сайта: kadetskaya.school@yandex.ru